Контенгент учащихся 2021-2022 учебный год
1-4 классы: 328 человек
5-9 классы: 385 человек
10-11 классы: 73 человека
общее колчество: 786 человек
Электронный дневник
Ссылки

История и традиции

Открытие школы

Из воспоминаний ветеранов педагогического труда: «…Наш район заселялся в 1977 году, именно тогда в срочном порядке заложили фундамент здания школы. Уже учительский коллектив назначен, а школы все нет. Учителя ходили по квартирам и приглашали детей в новую школу, родители после работы добровольно помогали строить школу. Никто не верил, что здание будет готово к 1 сентября» «..Тогда по всей стране процветало пионерское и комсомольское движение. Соответственно, в школе №31 работала пионерская дружина им. С. Астраханцева и комсомольская организация имени Надежды Курченко.» В 1978 году не было выпускного класса. Первый выпуск состоялся в июне 1979 года.

Годы становления школы

Администрация школы особое внимание обращало на формирование коллектива профессиональных, грамотных педагогов, через методическую и воспитательную работу на уроках и внеурочных мероприятиях. В это же время в стране активно развивается военно - патриотическое воспитание школьников. И в образовательный процесс школы вводится НВП (начальная военная подготовка). Стали проводиться Смотры строя и песни, Всесоюзные игры «Зарница» (7 – 8 кл.) и «Орлёнок» (9 – 10 кл.). В 1982 году в школе был сформирован первый юнармейский батальон под руководством Белова Ф.С. Начинает работу школьный музей «Подвиг», основателем которого являлась Лейс М.Г. – ветеран педагогического труда.

Годы становления лицея. Время развития творческих идей.

Военно- патриотическое воспитание переходит на более высокий уровень. Стартует олимпиадное движение школьников. Развивается трудовое воспитание обучающихся – пятая трудовая четверть (работа на уборке урожая на полях совхоза «Тепличный», лагерь «Корчагинец» и др) В это время развивается художественно – эстетический цикл. Коллективы художественной самодеятельности учащихся неоднократно достигали высоких ступеней пьедестала почета. В 1994году, на основе договора с Саранским Базовым медицинским училищем, начинается совместное обучение учащихся в профильных медицинских классах, которое осуществляется и в настоящее время. Выпуск первого медицинского класса. (1996г) Начинает работу психолого – педагогическая служба. Создается первая локально-вычислительная сеть. Педагогический лицей начинает предоставлять дополнительные платные образовательные услуги. Использование современных педагогических технологий позволило нам стать городской экспериментальной площадкой в разных направлениях: по предметно-групповому обучению для детей с разным уровнем обученности; и внедрению составного урока 3*30 минут. В 2001 лицей становится призером муниципального конкурса «Школа года» среди инновационных образовательных учреждений города.

Развитие спортивно – массового, культурно-оздоровительно и научно-практического направления. Внедрение инновационных программ обучения.

Тренировочные занятия в спортивных секциях позволяют командам завоевать призовые позиции среди учащихся школ города и республике в различных видах спорта: волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки. Учащиеся лицея принимают участие в массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях города и республики: Лыжня России, Кросс Наций; Малые олимпийские игры и т.п В лицейских классах ведется углубленное изучение математики. Открываются классы информационно- технологического профиля. Открывается первая школьная научно-практическая конференция школьников «Первые достижения в науке». Обновляется школьная локально-вычислительная сеть с доступов во всемирную паутину Интернета. Расширяется методическая база дополнительных платных образовательных услуг, в том числе и в сотрудничестве с ВУЗами Республики. Родителям и обучающимся предоставляется возможность выбора кружковых занятий по интересам. Команда юнармейцев становится участницей Всероссийского конкурса «Отчизны верные сыны», который состоялся в Москве на Поклонной горе. Школьный музей «Подвиг», руководителем которого стал Калямин Ю.П., становится Победителем в республиканском конкурсе «Растим патриотов России».

Время развития электронных сервисов и социальных сетей.

Продолжается профильное обучение старшеклассников по медицинскому и информационно- технологическому профилю. В среднем звене продолжается углубленное обучение по предметам естественно- научного цикла. Развиваются электронные сервисы для родителей и обучающихся: электронный дневник, журнал. Начинает работу школьный сайт. Обучающиеся лицея вступают в ряды Всероссийского патриотического движения «ЮнАрмия» и Российского движения школьников (РДШ). Школьное самоуправление занимает 3 место в региональном этапе Всероссийского конкурса общеобразовательных организаций России, развивающих ученическое самоуправление, в Республике Мордовия. 2018 год – школьный музей «Подвиг» занял 2 место в республиканском конкурсе музеев в номинации «Дополнительные общеобразовательные программы краеведческой направленности» 2019 год - школьный музей «Подвиг» занял 1 место по итогам патриотического конкурса «Растим патриотов России. Живем и помним», посвященного 75-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне (номинация «В Авангарде патриотических дел»). 2020 год – школьный музей «Подвиг» становится Победителем Всероссийского смотра- конкурса музеев боевой и трудовой славы общеобразовательных учреждений Российской федерации и заносится в книгу Почета Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительный органов.

Патриотическое воспитание. «Мы впишем в историю яркие главы»

Руководителем военно – патриотического движения с основания школы был Белов Фёдор Степанович, бывший фронтовик, участник Великой Отечественной войны. Совместно с учителями физкультуры Лукониным Константином Михайловичем и Бакулиным Анатолием Николаевичем разрабатывались программы и методика подготовки обучающихся к военно-спортивным играм. Первыми командирами взводов, а затем и батальонов были, несомненно, самые ответственные, дисциплинированные, способные повести за собой ученики: Калямин Александр, Прокопенко Андрей, Лапшин Сергей, Горюнов Александр, член Всероссийского штаба Всесоюзной игры «Орленок», Федюнин Александр, первый и единственный суворовец в нашем лицее, Маляева Светлана – сейчас она Агапова Светлана Алексеевна, учитель английского языка нашего лицея. Наивысшим достижением «Зарницы» было участие наших юнармейцев во Всесоюзной игре в Днепропетровске в 1983 году, а «Орлёнка» - в Туле и Пскове, в 2005 году мы стали участниками во Всероссийском конкурсе «Отчизны верные сыны» в Москве на Поклонной горе. С 1994 по 2005 год руководителем команды юнармейцев был Калямин Юрий Петрович, полковник в отставке, награжден орденом 3 степени за службу Родине в Вооруженных Силах и почетной грамотой главы РМ, руководитель музея «Подвиг» в нашем лицее. С 2005 года и по настоящее время военно – патриотическое движение в лицее возглавляют Чернеев Анатолий Иванович- учитель ОБЖ и Квасков Герман Вячеславович- учитель физической культуры. Ежегодно наши юнармейцы становятся победителями и призёрами на муниципальном и республиканских уровнях в играх Движения Юных Патриотов. Хочется отметить самых активных участников ДВИЖЕНИЯ ЮНЫХ ПАТРИОТОВ, в разные года представлявшие лицей на военно-спортивных состязаниях: 2004 – 2005 уч.г.: Агапов Артур, Биккинина Регина, Коротин Александр, Кузнецов Максим, Сидорова Ирина. 2005 – 2006уч.г: Беляков Максим, Бритов Игорь, Кузнецов Андрей, Смирнов Владимир. 2006 – 2007уч.г: Сухарова Алёна. 2007 – 2008уч.г.: Зубаров Евгений, Потапов Олег, Сураев Владимир, Чернеева Юлия. 2008 – 2009уч.г: Горбунова Юлия, Закирова Екатерина. 2009– 2010уч.г: Агапов Сергей, Ежова Анастасия, Ерошин Павел, Лешкаев Михаил, Мальцева Анастасия. 2010 – 2011уч.г: Малов Андрей. 2011 – 2012уч.г: Базеева Алина, Калядина Екатерина, Капранов Евгений, Каргина Мария, Ростова Анастасия, Сильнов Андрей. 2012- 2013уч.г.: Банюкова Анна, Вдовин Антон, Казаков Егор, Ливончик Дмитрий, Ломакин Артём, Мартемьянов Александр, Селезнёв Вадим, Чугунов Александр. 2013-2016 гг.:Сотов Андрей, Сафонкин Василий, Шишонкова Наталия, Слизовская Мария, Абдуллов Тагир. 2017 - 2018гг: Волкова Екатерина, Савинов Сергей, Воронцов Егор, Тюленева Светлана, Герасимов Александр, Антусев Леонид. Выпуск – 2019: Ларина Татьяна, Шичинов Данил, Ведяшин Даниил, Дергунов Игорь. 2020 (до пандемии) – Беляков Александр, Букаев Валерий. С 2017года обучающиеся лицея вступили в ряды Всероссийского патриотического движения «ЮнАрмия»

Школьное самоуправление

Совет старшеклассников, союз лицеистов «Свой взгляд», Центр Инициативы и Творчества, РДШ. В 70-е годы по всей стране шло пионерское и комсомольское движение. Соответственно, в школе №31 работала пионерская дружина им. С. Астраханцева и комсомольская организация имени Надежды Курченко. Классы начальной школы – октябрятские отряды. Ребят принимали торжественно в «Октябрята», затем класс делился на «Звездочки» и назначался командир звездочки, которого предлагали члены звездочки. Классы среднего звена – пионерские отряды. Ребят принимали в пионеры, они давали клятву. На классном собрании избирали председателя отряда, каждый давал пояснение по предложенной кандидатуре. Затем отряд делился на звенья и, избирался «Звеньевой». По школе проходили пионерские сборы. В промежутке между сборами действовал Совет дружины, члены которого делегировались из классов. Председатель дружины избирался на первом совете дружины. Старшие классы - входили в состав школьной комсомольской организации. Чтобы вступить Комсомол, необходимо сдать экзамен на знание Устава комсомольской организации. Недостойных по поведению не принимали в ряды комсомольцев. На общем комсомольском собрании утверждался состав членов комитета комсомола. На первом заседании комитета избирался секретарь комсомольской организации. В классах избирали секретаря комсомольской организации класса, и ответственных за сектора (культмассовый сектор, спортивный и т.п.). По школе проходили комсомольские собрания. В промежутке действовал комитет комсомола, члены которого делегировались из классов. В 90-х годах прошла реорганизация СССР. На смену пионерского и комсомольского движений пришло свободное от идеологии школьного самоуправление. Учащихся 1-8 классов школы – комплекса №31 стали принимать в детское объединение «Школяры» с первого класса. В классах действовали свои структуры самоуправления. В основном, избирали старост классов и давали поручения практически всем учащимся класса. Некоторые классные руководители делили класс на «Пятерки», другие использовали Артековскую методику – чередование поручений, кто-то оставлял звездочки. По школе проходили линейки. Собрания проводились по параллелям. Учащиеся старшей школы – в классах выбирали членов ЦИТ (центра инициативы и творчества), старосту и ответственных за сектора (спорт, культмассовый и т.п.), а также выдвигали кандидатуры на пост Президента старшеклассников. Предложенные кандидатуры записывались в бюллетень. Начиналась выборная компания, приближенная к выборной компании в стране. Активные ребята были во все времена. Школы искали новые пути и приоритеты воспитания подрастающего поколения. Постепенно складывалась необходимая для каждой школы структура самоуправления. И вот, в 2000 году в лицее №31, по инициативы активистов старшеклассников, был создан союз лицеистов «Свой взгляд». Голосовали за всё, причем участвовали и учителя тоже: за название («Свой взгляд» выбран из пяти предложенных вариантов), за эмблему (по лицею проходил конкурс эмблем. От всех классов, начиная с начальной школы, были представлены по несколько эскизов - лучшие были вывешены на стенде в рекреации). Даже сочинили клятву лицеиста, Кодекс чести и гимн лицею. Много споров было о структуре с/л «Свой взгляд». О том, следует ли выбирать Президента или прийти к чему-то другому (председатель, секретарь и т.п.). Ну и в результате пришли к мнению, что необходимы координаторы секторов. Как проходят выборы? Ежегодно в сентябре на классных собраниях избираются члены групп ЦИТ, т.е в классах тоже есть эти группы. Раздаются поручения учащимся класса. Там же предлагаются кандидатуры координаторов с/л «Свой взгляд», которые являются членами Управляющего Совета лицея (от учащихся 3 чел., от родителей -5ч, от учителей – 5 ч. + 1 председатель из числа родителей и член от Учредителя – всего 15 человек). Условия для кандидатур в УС от учащихся таковы: предлагаемый старшеклассник, должен быть авторитетным учащимся 10-11классов. (Избирается сроком на 2 года.). Далее проходит общешкольное собрание старшеклассников, где предложенные от классов кандидатуры утверждаются, в том числе и в члены УС (возможны самоотводы и голосование, если кандидатур предложено больше 3х). На этом же собрание проходит аукцион мероприятий Годового Круга Праздников. Затем оформляется стенд принятых решений на собрании. Таким образом, весь лицей, включая родителей, становится в курсе, кто избран в члены УС, кто из учеников стал членом какой группы ЦИТ и за какие мероприятия класс отвечает. Следует добавить, что школьное самоуправление пересекается с соуправлением: за каждой группой закреплены руководители из числа учителей и администрации. Первое заседание групп проходит сразу после собрания, на нем активисты избирают руководителей группы из числа обучающихся, членов этой группы. Составляется план работы. В течение года идет накопление баллов за участие в мероприятиях и результативность. Баллы фиксируются в таблице рейтинга. Итоги рейтинга подводятся дважды: за 1 полугодие и за год. Классные руководители, чьи дети заняли призовые места, получают денежную премию из стимулирующего фонда, а учащиеся на линейке - грамоты и подарки. Таким образом, весь коллектив педагогического процесса (учителя и учащиеся) заинтересованы в проявлении активности и самостоятельности. Трижды лицей становился Победителем городского конкурса среди общеобразовательных учреждений «Школьное самоуправление года»,а в 2015 году лицей стал лауреатом III степени в Региональном этапе Всероссийского конкурса общеобразовательных организаций России, развивающих ученическое самоуправление, в республике Мордовия. С 2017 года обучающиеся лицея присоединились к Общероссийской общественно- государственной детско – юношеской организации «Российское движение школьников»

Внеурочная деятельность: годовой круг праздников, кружки, творческие конкурсы, смотры художественной самодеятельности…

Во все времена развитию творческой деятельности и проведению досуга обучающихся уделялось большое внимание. При школе работали кружки и секции различной направленности. Проводилось очень много внеклассных мероприятий как в классах, так и в школе. Результативное участие школьников в городских конкурсах, соревнованиях и смотрах повышало имидж лицею. Особое значение имели смотры художественной самодеятельности. Оценивать творчество всего коллектива приходило компетентное жюри: режиссеры театров, деятели искусств республики, работники дворцов эстетического воспитания детей. Свои творческие замыслы при подготовке к смотрам художественной самодеятельности осуществляли учителя эстетического цикла, русского языка и литературы, начальной школы, трудового обучения: Плешивцева Л.Ф., Сенаторова Н.А., Алтаева Е.Н., Камбарова Е.А., Козлов В.Д., Морозов В.Н., Филатова Г.И., Хайрова Л.З., Альканова Г.А., Никишина Т.Е., Ломакина Л.Ф., Вельматова Р.В., Шипелева Л.А., Григорькина Н.И., Бутакова Л.Г., Ильин А.Е., Альканова Г.А., Шишонкова Е.А., Коновалова Е.В., Кузнецова Л.Н., Еремеева В.В., Кадушкина Т.А. и др. Неоднократно лицей занимал призовые позиции в городских смотрах художественной самодеятельности, а в 1997 году мы стали Победителями в этом направлении. С 2010 года конкурс творческих коллективов трансформировался в отдельные творческие площадки (хореографическая площадка, хоровая, вокальная и тд). Руководители кружков начали представлять свои номера уже не на базе лицея, а в других заведениях города. Так, например, хореографический коллектив «Пилигрим» свои номера показывали не только в городе и республике, и на всероссийских конкурсах, а также на Чемпионате мира по футболу – 2018. Руководителем ансамбля танца «Пилигрим» является Наталия Сергеевна Храмова- заслуженный работник культуры Республики Мордовия, выпускница нашего лицея. Номера созданные под ее наставничеством отличаются своей массовостью и профессионализмом.

Музей «Подвиг»

Музей «ПОДВИГ», основанный в 1982 году, является воспитательным центром лицея. Первым руководителем его была Лейс Мильда Генриховна – ветеран педагогического труда. Затем эстафету принял Хилов Николай Степанович, а в настоящее время хранителем истории является Калямин Юрий Петрович, полковник в отставке. В музее оборудован уголок боевой и трудовой Славы, где помещены материалы поисковой работы, отражающие героические страницы истории старших поколений. Имеются материалы и о выпускниках – знаменитостях лицея, тех чьими достижениями гордится лицей (Строганов Е. – пятикратный чемпион мира по греко-римской борьбе, Сафонкин В. – художник – сюрреалист, член итальянской академии художеств, Додонова Е (Солдатова)- заместитель министра образования РМ и др ). На базе МУЗЕЯ проводятся: 1. Уроки истории, литературы, географии, а также других предметов по материалам военно-патриотической направленности. Это способствует тесной взаимосвязи военно-патриотического воспитания на уроках и вне уроков. 2. Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами. Осуществляется координация всей работы по воспитанию школьников на боевых традициях 3. Организуется учеба юнармейцев. 4. Уроки Мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов, занятия военно-прикладных кружков. 5. Телемосты с военными частями, в которых проходили службу наши выпускники. 6. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Вахта Памяти - выставление почетного караула у Поста №1 города Саранска и у мемориальной доски Голубеву С.Н., выпускнику нашего лицея, участнику боевых действий в Чечне, награжденному орденом Мужества (посмертно); возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий в памятных местах города Саранска). Деятельность педагогического коллектива лицея совместно с руководителем школьного музея неоднократно оценивалась как лучшая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. 2014-2015 уч.г. – школьный музей «Подвиг» занял 3 место во Всероссийском конкурсе «Растим патриотов России» в номинации «О Родине, о подвиге, о славе». Калямин Ю.П. – получил знак Отличия «Орден за заслуги в ветеранском движении», 1 место в республиканском конкурсе «Растим патриотов России». 2017-2018 уч.г. – школьный музей «Подвиг» занял 2 место в республиканском конкурсе музеев в номинации «Дополнительные общеобразовательные программы краеведческой направленности» 2019-2020 уч.г - школьный музей «Подвиг» занял 1 место по итогам патриотического конкурса «Растим патриотов России. Живем и помним», посвященного 75-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне. В номинации «В Авангарде патриотических дел». 2020 год – школьный музей «Подвиг» становится Победителем Всероссийского смотра- конкурса музеев боевой и трудовой славы общеобразовательных учреждений Российской федерации и заносится в книгу Почета Всероссийской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительный органов.

Волонтеры

Движение взаимопомощи близким присутствовало всегда в той или иной форме. Сначала как тимуровское движение, затем оказывалась адресная помощь престарелым, а с 2018 года, после проведения Чемпионата мира по футболу, стало фундаментально развиваться волонтерство. В лицее первый отряд волонтеров «Луч надежды» возглавляла Игошкина Елизавета- выпускница 2019года. И первому составу (Пановой А., Таланову Е., Воронину Н. и др) довелось вести волонтерскую деятельность на Чемпионате мира по футболу, который проходил и в нашем городе тоже. В 2020 году эстафету подхватили Васякина А. и Левина А. Состав отряда (Коняхина Д., Колоколова С., Вишнякова М., Ехлаков Д. и др) Ребята проявляли активность в движении РДШ, ЮнАрмии. Особенно ярко была организована помощь волонтеров в условиях пандемии. (разносили продукты, лекарства и тп по домам людям пожилого возраста)

Создано: 14.02.2016 19:24:30   |   Изменено: 24.03.2021 17:33:58
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Мы выстраиваем индивидуальную траекторию обучения каждого ребенка
Ирина Бачкова
Все статьи
Видео
Фильм о Лицее №31